Время для новых решений

Для повышения эффективности охраны лесов от огня Рослесхоз предлагает принять ряд серьезных управленческих решений

Первый пик пожароопасного сезона 2015 года в России пройден. Но регионам не стоит расслабляться – впереди летний этап горячей поры. Меры, которые необходимо предпринять, чтобы оказаться во всеоружии перед огненной стихией, обсуждали на совещании в ФБУ «Авиалесоохрана» в подмосковном Пушкине. Встречу провел министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской.

Как рассказал руководитель Рослесхоза Иван Валентик, статистика по лесным пожарам в этом году выглядит несколько лучше, чем в прошлом. Однако, как и прежде, наибольшее число возгораний зафиксировано в регионах Сибири. Лидером со знаком минус вновь стал Забайкальский край, на который пришлось 80% всех пройденных огнем площадей.

В целом эксперты фиксируют снижение уровня эффективности охраны лесов от пожаров за последние несколько лет. Об этом свидетельствует как увеличение средней площади одного очага, так и значительный рост доли крупных возгораний. И если в наземной зоне эти показатели имеют положительную тенденцию, то с авиационной охраной лесов ситуация совершенно иная. С 2008 года наблюдается снижение оперативности обнаружения и тушения лесных пожаров с воздуха.

– То есть пожары обнаруживаются на больших площадях, что влечет за собой перерастание их в крупные. Тушатся они дольше, увеличивая затраты сил и средств пожаротушения и, как следствие, финансовые затраты, – подчеркнул Иван Валентик.

Помимо этого, начиная с 2006 года численность работников лесопожарных формирований и лесной охраны снизилась примерно в 5 раз. Благодаря проведенной Рослесхозом работе – выделению субсидий на оснащение 143 пожарно-химических станций третьего типа спецтехникой и оборудованием – показатели материально-технического оснащения в наземной зоне улучшились, в то время как в авиационной наблюдается значительное ухудшение. За последние годы существенно сократился парк воздушных судов, используемых для лесоохранных работ. Сформировался монопольный рынок авиационных услуг, что привело к стремительному росту стоимости летного часа, уменьшению количества используемых воздушных судов. На этом фоне количество сотрудников парашютно-пожарной десантной службы сократилось вдвое.

На прохождение пожароопасного сезона существенно влияет предварительная подготовка субъектов, но и с этим не все гладко.

– К сожалению, следует отметить, что в последние годы готовность регионов к пожароопасному сезону не достигает уровня 100%. В этом году она составляет 92%, – констатировал глава Рослесхоза.

При этом наблюдается тенденция снижения доли финансирования охраны лесов от пожаров за счет региональных бюджетов. Зачастую, имея весомый доход от использования «зеленого золота», власти на местах выделяют незначительные средства на обеспечение сохранности используемого ресурса. Так, например, происходит в Карелии и Вологодской области. Традиционно горимые субъекты, такие как Забайкалье, Бурятия, Якутия, Тыва, Приморский край, Иркутская и Амурская области, также не характеризуются высокой долей регионального софинансирования. Лидером в этой сфере является Воронежская область, где на 5 рублей из федерального бюджета выделяется 95 из регионального.

Немаловажной проблемой остается и скорость принятия управленческих решений. Несвоевременное введение необходимых режимов, стабилизирующих лесопожарную обстановку, приводит к резкому увеличению горимости лесов.

– Иногда задержка достигает двух недель, иногда наши рекомендации, которые дает оперативный штаб, в принципе не выполняются, – сообщил Иван Валентик.

Для того чтобы в корне изменить ситуацию, сложившуюся в сфере охраны лесов от пожаров, Рослесхоз предлагает принять ряд серьезных управленческих решений. Одним из первых шагов в этом направлении, по мнению специалистов, должно стать увеличение численности федерального резерва парашютно-пожарной десантной службы ФБУ «Авиалесоохрана» с 700 до 1 500 человек, региональных служб – до 4 500 сотрудников. Кроме того, на базе учреждения планируется создание ведомственной авиационной группировки, что значительно сократит затраты на доставку и время прибытия ПДПС к месту чрезвычайной ситуации в лесах. Естественно, это потребует увеличения финансирования авиационной охраны лесов от пожаров с нынешних 2,8 до 3,8 млрд рублей ежегодно.

Иван Валентик напомнил и о поручении зампреда Правительства РФ Александра Хлопонина, в соответствии с которым должен быть разработан и утвержден паспорт готовности субъекта Российской Федерации к пожароопасному сезону. Численность лесной охраны для патрулирования, согласно установленным нормативам, необходимо увеличить до 39 781 человека. Это, в свою очередь, потребует выделения финансирования на их содержание.

– И конечно, необходимо использовать механизм привлечения должностных лиц к ответственности за бездействие, повлекшее за собой развитие лесопожарной ситуации до чрезвычайной. Причем с возмещением ущерба со стороны тех должностных лиц и организаций, чьи решения и их некорректная реализация привели к этим последствиям, – подчеркнул глава ведомства.

Необходимым условием обеспечения эффективной охраны лесов, по его словам, является гибкая система, способная постоянно отслеживать непрерывно изменяющуюся лесопожарную обстановку в каждом регионе страны и регулировать структуру, параметры и режимы работ в соответствии с этой обстановкой. Эту задачу позволит решить создание на базе Рослесхоза координационного центра управления федеральными и региональными лесопожарными подразделениями. Предполагается, что он будет заниматься сбором, обработкой и доведением информации в области охраны лесов от пожаров до заинтересованных федеральных и региональных органов исполнительной власти, управлять работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие пожаров, координировать деятельность органов территориальных подсистем РСЧС.

Обеспечить единообразие управления и более четкую координацию деятельности регионов по охране лесов от пожаров призвано утверждение типовой структуры лесопожарных формирований в виде одной организации.

– Мы очень часто наблюдаем, когда в регионах на лесопожарную службу возложены не свойственные ей функции, из-за чего снижается уровень охраны лесов от пожаров. Мы делим эту структуру на региональный и муниципальный уровни. Как она должна работать? Эта типовая структура должна быть создана в каждом субъекте для единого цикла прохождения информации, организации исполнения решений оперативного штаба и скоординированной работы всех служб и ведомств, – пояснил Валентик.

Подводя итог совещания, Сергей Донской поручил представителям Рослесхоза оформить все предложения в концепцию. К вопросу вернутся на селекторном совещании, которое пройдет в начале июля под председательством зампреда Правительства РФ Александра Хлопонина.

Ольга ЧЕМОДАНОВА

Источник: lesvesti.ru/news/power/8974/

Закрыть X